Правовая помощь детям

ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ  

Личные права несовершеннолетних детей 

В Семейном Кодексе (далее СК) РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся:

  • право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ);
  • право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
  • право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ);
  • право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
  • право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя несколько составляющих;

право знать своих родителей – согласно ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей насколько это возможно. На реализацию этого права направлен, в частности, институт установления отцовства (материнства);

право ребенка на заботу со стороны своих родителей предполагает удовлетворение жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства;

право ребенка на совместное проживание со своими родителями. Этим правом ребенок обладает даже в том случае, если один из родителей проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции «О правах ребенка», ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Это положение воспроизведено в СК РФ.

Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками является непременным условием полноценного развития ребенка. В результате реализации этого права ребенок приобретает навыки общения с другими членами общества, учится адекватно воспринимать окружающих.

Право ребенка на защиту. Согласно ст. 56 СК РФ защита законных прав и интересов ребенка может осуществляться им самостоятельно или через представителей. По общему правилу защиту прав и интересов несовершеннолетних осуществляют их родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а в случаях, предусмотренных СК РФ, – органы опеки и попечительства, прокурор, суд. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, вправе сам защищать свои права интересы. Несовершеннолетние вправе также самостоятельно защищать свои права и законные интересы в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами. Ребенок вправе обращаться в органы опеки и попечительства, а с четырнадцатилетнего возраста — в суд за защитой своих прав и законных интересов.  Право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы. Закон не указывает возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом, указывая лишь, что обязателен учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст. 12 Конвенции «О правах ребенка» говорится, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.  ^ Право ребенка на имя, отчество и фамилию. 

Имя ребенку дается по соглашению родителей. При недостижении соглашения имя записывается в занеси акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства. Отчество присваивается ребенку по имени отца, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку, по соглашению родителей, присваивается фамилия одного из них. При недостижении соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Субъекты РФ имеют право устанавливать иной порядок присвоения фамилии.  

Имущественные права несовершеннолетних детей 

Имущественные права ребенка являются, в основном, предметом гражданско-правового регулирования. Семейное право регулирует лишь обязательства по содержанию ребенка. Именно это и положено в основу классификации имущественных прав ребенка, содержащихся в ст. 60 СК РФ. В ней сказано что ребенок имеет право:

  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, установленных разделом V СК РФ;
  • собственности на доходы, полученные им; имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.

Родители не имеют права собственности на имущество своих детей, так же, как и дети на имущество родителей. При совместном проживании детей и родителей, они владеют и пользуются имуществом друг друга по взаимному согласию. При возникновении общей собственности родителей и детей она является долевой, а не совместной, как у супругов. Объем правомочий родителей и детей по владению, пользованию и распоряжению их общей собственностью определяется гражданским законодательством.  

ПОНЯТИЕ БРАКА. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Понятие и юридические признаки брака Брак можно определить как юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности. Юридические признаки брака — это отраженные в законе его характерные черты. К ним относятся следующие:

  • брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной;
  • для заключения брака необходимо наличие свободного добровольного волеизъявления лиц, вступающих в брак;
  • брак – это равноправный союз;
  • брак должен быть юридически оформлен: зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
  • целью брака является создание семьи, в противном случае брак признается недействительным;
  • регистрация брака, наряду с другими юридическими фактами, влечет возникновение взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов.

Условия заключения брака В СК РФ предусмотрены условия заключения брака и препятствия к его заключению. Условия вступления в брак – это обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован в загсе и будет иметь правовую силу. Препятствия к заключению брака – обстоятельства, при которых заключение брака невозможно или неправомерно. В ст. 12 СК РФ закреплено два условия заключения брака; – добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак; – достижение ими брачного возраста. Добровольное согласие лиц, вступающих в брак, предполагает свободное и независимое выражение намерения о заключении брака. Оно происходит дважды: в момент подписания заявления в загс о заключении брака и в устной форме во время регистрации-брака. Вторым условием заключения брака является достижение брачного возраста лицами, вступающими в брак. В ст. 13 СК РФ установлен брачный возраст для мужчин и женщин в 18 лет. В этой же статье предусмотрена возможность снижения брачного возраста по просьбе лиц, желающих вступить в брак, при наличии уважительных причин до 16 лет. В виде исключения, при наличии особых обстоятельств, возможно снижение брачного возраста и ниже 16 лет. Вопросы о снижении брачного возраста входят в компетенцию органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак.

В соответствии со ст. 14 СК РФ к обстоятельствам, препятствующим заключению брака, относятся:

  • наличие другого зарегистрированного брака;
  • наличие близкого родства у будущих супругов;
  • наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак;
  • недееспособность одного из вступающих в брак.

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак Согласно ст.15 СК РФ медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только по их согласию и к условиям заключения брака не относится. Результаты обследования лица, желающего заключить брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия прошедшего обследование. Это правило применяется и в случае обнаружения у обследуемого лица венерического заболевания или ВИЧ-инфекции. Сокрытие этих заболеваний является основанием для обращения одного из супругов в суд с требованием о признании брака недействительным. Органами, проводящими бесплатное медицинское обследование, а также консультации по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, являются учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства вступающих в брак- Порядок заключения брака Действующее семейное законодательство придает правовое значение только браку, зарегистрированному в установленном порядке. Порядок регистрации брака регулируется ст. 11 СК РФ, а также главой 3 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. Государственная регистрация брака осуществляется органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. Если лица, вступающие и брак, проживают за пределами России, но являются се гражданами, регистрацию брака производят консульские учреждения Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации брака является письменное заявление лиц, вступающих в брак. Волеизъявление о заключении брака может быть выражено как в совместном заявлении, так и в отдельных заявлениях вступающих в брак. При этом подпись заявления лицом, не явившимся в загс, должна быть нотариально удостоверена. Брак регистрируется по истечении месяца со дня подачи заявления при личном присутствии лиц, вступающих в брак. При наличии уважительных причин загс может сократить месячный срок, либо увеличить, но не более чем на один месяц. Семейным кодексом РФ (ч.З п.1 ст.l1) предусмотрена возможность государственной регистрации брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность невесты, рождение ребенка, непосредственная угроза жизниодной из сторон и др.). Регистрация брака обычно производится в помещении органа записи актов гражданского состояния в торжественной или обычной обстановке в зависимости от желания вступающих в брак. Если вследствие уважительной причины вступающие в брак или один из них не могут прибыть в загс, государственная регистрация может быть произведена по месту их нахождения (в больнице, дома, в месте лишения свободы) сотрудником загса, наделенным полномочиями на осуществление регистрации. В книге актов гражданского состояния производится запись о заключении брака, а супругам выдается свидетельство о заключении брака. Понятие и основания прекращения брака Прекращение брака – это обусловленное наступлением предусмотренных законом юридических фактов прекращение супружеских правоотношений. Основаниями прекращения брака являются:

  • смерть одного из супругов;
  • объявление одного из супругов умершим;
  • расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов;
  • расторжение брака по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным;  

Признание брака недействительным.   В случае смерти супруга или объявления его умершим брак считается прекращенным с момента регистрации смерти супруга или вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. Специального оформления прекращения брака по указанным основаниям не требуется. Поскольку объявление гражданина умершим основано на презумпции его смерти, то возможна явка такого лица. В данном случае в соответствии с п. 1 ст. 26 СК РФ, брак может быть восстановлен по совместному заявлению обоих супругов при наличии решения суда, отменяющего решение об объявлении гражданина умершим. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак (п. 2 ст. 26 СК РФ). Порядок расторжения брака При жизни супругов брак может быть прекращен путем его расторжения. Расторжение брака является юридическим актом, прекращающим на будущее время права и обязанности между супругами, за исключениями, предусмотренными законом.

Семейный кодекс РФ, как и ранее действовавший, предусматривает две процедуры расторжения брака: в судебном порядке

  • в судах общей юрисдикции и в административном порядке
  • в органах загса.

При этом государственная регистрация расторжения брака производится только в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) В соответствии с п. 1 ст. 19 СК РФ брак расторгается в органах загса, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и оба супруга согласны на расторжение брака. Взаимное согласие на развод должно быть выражено в письменной форме в совместном заявлении супругов или в двух раздельных. Подпись супруга, не явившегося в загс для подачи заявления, должна быть нотариально удостоверена. Независимо от наличия общих несовершеннолетних детей в органах загса расторгается также брак между супругами, один из которых признан безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (п. 2 ст. 19 СК РФ). Расторжение брака в указанных случаях производится по заявлению одного из супругов. Согласие недееспособного супруга или супруга, осужденного к лишению свободы на срок не менее трех лет, не имеет юридического значения. Согласие супруга, признанного безвестно отсутствующим, не может быть получено по причине его отсутствия. Помимо заявления о расторжении брака, в орган загса должны быть представлены решение суда о признании второго супруга безвестно отсутствующим или недееспособным, либо вступивший в законную силу приговор суда об осуждении другого супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет. Государственная регистрация расторжения брака в органах загса по заявлению одного из супругов производится в его присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления. Несмотря на расторжение брака в органах загса, во всех вышеперечисленных случаях споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга, а также споры о детях рассматриваются судом (ст. 20 СК РФ).

Расторжение брака в судебном порядке В судах общей юрисдикции рассматриваются дела о расторжении брака, если:

  • супруги имеют общих несовершеннолетних детей;
  • отсутствует согласие на развод одного из супругов;
  • один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе загса.

Расторжение брака производится в общеисковом порядке на основании норм Гражданско-процессуального кодекса РСФСР.

В соответствии с п. 1 ст. 22 СК РФ расторжение брака судом производится, если будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. Таким образом, в законе не установлен перечень оснований, при наличии которых суд должен расторгнуть брак. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия на развод одного из супругов суд может: – вынести решение о расторжении брака; – отказать в удовлетворении исковых требований; – отложить разбирательство дела и назначить срок для примирения супругов в пределах трех месяцев. Если оба супруга согласны на развод, а обращение в суд вызвано наличием общих несовершеннолетних детей или уклонением одного из супругов от расторжения брака в загсе, суд выносит решение о расторжении брака без выяснения мотивов развода (п. 1 ст. 23 СК РФ). Задача судов при рассмотрении дел данной категории заключается в обеспечении соблюдения интересов несовершеннолетних детей. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака Суд рассматривает соглашение супругов: – о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети; – о порядке и размерах выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга; – о разделе имущества, находящегося в их совместной собственности. Если указанные соглашения не нарушают интересы детей или одного из супругов, суд утверждает их своим решением. В противном случае либо при отсутствии соглашений суд обязан определить: – с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; – с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на детей; – по требованию супруга, имеющего права на содержание от другого супруга, – размер такого содержания. По требованию супругов или одного из них суд производит раздел имущества, находящегося в совместной собственности. Если такой раздел затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить его в отдельное производство. Момент прекращения брака при его расторжении (ст. 25 СК РФ) Брак, расторгаемый в органах загса, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Моментом прекращения брака при расторжении его в суде является день вступления решения суда в законную силу. В течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу суд обязан направить выписку из этого решения в орган загса по месту государственной регистрации заключения брака. На основании выписки из решения суда любой из супругов вправе получить свидетельство о расторжении брака в органе загса по месту своего жительства. До получения свидетельства о расторжении брака супруги не вправе вступать в новый брак.НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА Одним из оснований прекращения брачных правоотношений является признание брака недействительным. Признание брака недействительным возможно только в судебном порядке при наличии предусмотренных законом оснований. ^ Основания признания брака недействительным 

Перечень оснований для признания брака недействительным содержится в п. 1 ст. 27 СК РФ, он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. К таким основаниям относятся: 

  • нарушение условий заключения брака (отсутствие взаимного согласия, заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста);
  • наличие при заключении брака препятствий к его заключению (близкое родство супругов, отношения усыновления между ними, наличие другого зарегистрированного брака, недееспособность одного из супругов);
  • сокрытие одним из супругов от другого наличия у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции;
  • отсутствие в момент регистрации брака намерения создать семью у одного или обоих супругов (фиктивный брак). Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным

Круг лиц, имеющих право предъявить в суд иск о признании брака недействительным определен в ст. 28 СК РФ в зависимости от основания недействительности брака. При заключении брака с лицом, не достигшим брачного возраста, правом на предъявление иска обладают:

  • несовершеннолетний супруг;
  • его родители или лица, их заменяющие;
  • орган опеки и попечительства;
  • прокурор.

При отсутствии взаимного согласия на заключение брака:

  • супруг, права которого нарушены заключением брака;
  • прокурор.

При нарушении принципа единобрачия:

  • добросовестный супруг;
  • супруг по предыдущему браку;
  • прокурор.

При наличии близкого родства между супругами, либо отношений усыновления:

  • любой из супругов;
  • прокурор.

При недееспособности одного из супругов:

  • дееспособный супруг;
  • опекун недееспособного супруга;
  • орган опеки и попечительства;
  • прокурор.

При заключении фиктивного брака:

  • супруг, не знавший о фиктивности брака;
  • прокурор.

При сокрытии одним из супругов от другого наличия у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции предъявить иск о признании брака недействительным имеет право только добросовестный супруг. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака При рассмотрении дела о признании брака недействительным суд, напротив, может признать его действительным, если к моменту рассмотрения дела отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению. ( п. 1 ст. 29 СК РФ). Такое решение суда называется санацией или оздоровлением брака. Вынесение такого решения является правом, а не обязанностью суда.

К основаниям для вынесения судом решения о санации брака относятся:

  • достижение совершеннолетия супругом, который в момент заключения брака не достиг брачного возраста;
  • добровольное выражение согласия с браком супруга, чье свободное волеизъявление отсутствовало на момент заключения брака;
  • прекращение предыдущего брака или признание его недействительным;
  • отмена усыновления между супругами;
  • выздоровление недееспособного супруга и отмена решения суда о признании его недееспособности.

Невозможна санация брака, заключенного между близкими родственниками. Суд при рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, может отказать в иске, если этого требуют интересы несовершеннолетнего, либо он не согласен на признание брака недействительным (п. 2 ст. 29 СК РФ). В отличие от рассмотренных выше диапозитивных норм, закрепленных в п. 1 и 2 ст. 29 СК РФ, правило, содержащееся в п. 3 ст. 29 СК РФ, является императивным: суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, фактически создали семью до рассмотрения дела судом. СК РФ (п.4ст. 29) содержит положение о невозможности признания брака недействительным после его расторжения, за исключением браков, заключенных между близкими родственниками и с нарушением принципа единобрачия. Такие браки могут быть признаны недействительными только после отмены решения суда о их расторжении. Правовые последствия признания брака недействительным Общее правовое последствие признания брака недействительным предусмотрено в п.1 ст. 30 СК РФ: брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов. Это правило применяется как к личным, так и к имущественным правам и обязанностям супругов. На права детей, родившихся в браке, признанном впоследствии недействительным, или в течение 300 дней со дня признания брака недействительным, оно не распространяется (п. 3 ст. 30 СК РФ). К имуществу, совместно приобретенному до признания брака недействительным, применяются нормы ГК РФ о долевой собственности. Брачный договор признается недействительным (п. 2 ст. 30 СК РФ). Исключения из общего правила о правовых последствиях признания брака недействительным Они предусмотрены в п. 4-5 ст. 30 СК РФ и касаются только добросовестного супруга, который не знал о наличии препятствий к заключению брака, признанного впоследствии недействительным. Суд вправе:

  • признать за добросовестным супругом право на алименты;
  • применить к имуществу, приобретенному до признания брака недействительным, нормы СК РФ об общей совместной собственности;
  • признать брачный договор действительным полностью или в части;
  • по требованию добросовестного супруга взыскать с недобросовестного супруга материальный и моральный вред, причиненный заключением недействительного брака.

Добросовестный супруг вправе также сохранить фамилию, избранную им при регистрации брака, признанного впоследствии недействительным.  

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Основания возникновения родительских правоотношений 

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ). Это положение касается как детей, рожденных в браке, так и детей, рожденных лицами, не состоящими в зарегистрированном браке. Законом предусмотрена государственная регистрация рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства его родителей (одного из них). Государственная регистрация рождения ребенка осуществляется в порядке, предусмотренном главойII ФЗ «Об актах гражданского состояния». Установление материнства Согласно п. 1 ст. 48 СК РФ происхождение ребенка от матери устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ею ребенка в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения – на основании медицинских документов, свидетельских показаний или иных доказательств, допускаемых гражданско-процессуальным законодательством. Установление материнства, как правило,не вызывает затруднений. Установление отцовства При рождении ребенка в зарегистрированном браке, действует презумпция отцовства мужа матери ребенка. При регистрации рождения ребенка сведения об отце указываются на основании свидетельства о регистрации брака. Презумпция отцовства действует также при рождении ребенка в течение трехсот дней с момента:

  • расторжения брака;
  • признания брака недействительным;
  • смерти супруга матери ребенка.

Возможно также установление отцовства в органах загса и в суде. 

Добровольное установление отцовства Добровольное установление отцовства производится в случае отсутствия зарегистрированного брака между матерью и отцом ребенка (п. 3 ст. 48 СК РФ). В добровольном порядке отцовство устанавливается в органах загса. Основаниями для внесения записи об отце ребенка могут быть:

  • во-первых, совместное заявление отца и матери ребенка, поданное после его рождения, либо во время беременности матери, если есть основания предполагать, что после рождения ребенка подача совместного заявления станет невозможной или затруднительной;
  • во-вторых, заявление отца ребенка при согласии органа опеки и попечительства. Такое заявление может быть подано в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери, в случае лишения ее родительских прав. Установление отцовства в отношении совершеннолетнего лица возможно только с его согласия, а в случае его недееспособности — с согласия опекуна или органа опеки и попечительства.

Установление отцовства в судебном порядке (ст. 49 СК РФ) Установление отцовства в суде производится в порядке искового производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Установление отцовства в судебном порядке производится по иску:

  • одного из родителей ребенка (чаще всего – матери);
  • опекуна или попечителя несовершеннолетнего ребенка;
  • лица, на иждивении которого находится ребенок;
  • самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

В отличие от ранее действовавшего семейного законодательства, предусматривавшего формальные основания для установления происхождения ребенка от конкретного мужчины, ст. 49 СК РФ устанавливает, что при рассмотрении дела во внимание могут приниматься любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. По делам об установлении отцовства возможно заключение мирового соглашения между истцом и ответчиком в связи с согласием отца или матери подать совместное заявление в орган загса о добровольном признании отцовства.

Установление факта признания отцовства Установление факта признания отцовства производится судом в порядке особого производства по правилам гл. 26 и 27 ГПК РСФСР. Основаниями для установления факта признания отцовства являются:

  • удостоверенная в предусмотренном законом порядке смерть лица, факт признания отцовства которым устанавливается;
  • отсутствие брака между предполагаемым отцом и матерью ребенка;
  • наличие доказательств, подтверждающих, что при жизни предполагаемый отец признавал свое отцовство в отношении конкретного ребенка.

Закон не определяет круг лиц, имеющих право подавать заявление об установлении факта признания отцовства. Очевидно, к ним следует отнести, за исключением отца, тех же лиц, которые обладают правом на предъявление иска об установлении отцовства: мать ребенка, его опекуна или попечителя; лицо, на иждивении которого находится ребенок; самого ребенка по достижении им совершеннолетия. Запись родителей ребенка в книге записей рождений Отец и мать ребенка, состоящие в браке, записываются родителями ребенка по заявлению любого из них. Сведения о матери, вносятся в запись о рождении на основании документов, выданных медицинской организацией, где происходили роды, а сведения об отце — на основании свидетельства о браке родителей. Если родители не состоят в браке, запись о матери производится на основании ее заявления и медицинского документа, а запись об отце ребенка – по совместному заявлению отца и матери, либо по заявлению отца, либо на основании решения суда. При отсутствии волеизъявления отца о записи его в качестве родителя ребенка или решения суда по этому вопросу, фамилия ребенка записывается по фамилии матери, а его имя и отчество — по указанию матери. Мужчина и женщина, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или имплантацию эмбриона, записываются родителями ребенка независимо от наличия или отсутствия генетического родства. Лица, состоящие в браке и давшие письменное согласие на имплантацию эмбриона для вынашивания суррогатной матери, могут быть записаны родителями ребенка только с ее согласия. Оспаривание записи об отцовстве или материнстве Статья 52 СК РФ предусматривает судебный порядок оспаривания записи об отцовстве (материнстве). Правом на оспаривание такой записи обладают: – лицо, записанное в качестве отца или матери ребенка; – лицо, фактически являющееся отцом или матерью ребенка; – сам ребенок при достижении совершеннолетия; – опекун или попечитель ребенка; – опекун родителя, признанного судом недееспособным. В законе указаны обстоятельства, при наличии которых оспаривание отцовства (материнства) не допускается. Во-первых, не может оспаривать запись об отцовстве мужчина, не состоявший в браке с матерью ребенка на момент совершения записи, если он знал, что фактически отцом ребенка не является. Во-вторых, супруг, давший согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. И, в-третьих, супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также сама суррогатная мать не вправе по этим основаниям оспаривать отцовство или материнство.  

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) “Об опеке и попечительстве” и другие. Согласно ст. 1 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”дети-сироты– это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель,дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности. В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства. Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства: – проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; – дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения); – осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; – готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации; – осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; – осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

  • дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
  • дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
  • – дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
  • проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство. Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год. Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

  • не лишались (не ограничивались) родительских прав;
  • не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);
  • не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);
  • имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада. Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семьюлибо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности –в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов(п. 1 ст. 123 СК РФ). Государственные гарантии по социальной поддержке детей, оставшимся без попечения родителей Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право на образование Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием. Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Право на медицинское обслуживание Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. Право на имущество и жилое помещение Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм(ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ). Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено. Право на труд Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваетсяпособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации. Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” на бесплатную юридическую помощь в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.